Эмилия Ивановна Леонгард за годы своей деятельности стала проводником в новую жизнь для тысяч слабослышащих и глухих детей. Благодаря ее уникальному методу они научились говорить, получили хорошее образование, состоялись в профессии. Главную роль в обучении и воспитании ребенка с нарушениями слуха, подчеркивает Э. И. Леонгард, играют не педагоги, а родители и семья. Именно поэтому основной темой встречи во фрязинском медицинском центре «АудиоМед» стало обсуждение роли родителей и степень их участия на разных этапах реабилитации и обучения детей с нарушениями слуха.
Хорошо известно, что чем раньше ребенку с нарушенным слухом поставлен диагноз, подобраны и настроены слуховые аппараты либо установлены кохлеарные импланты, тем быстрее у него будет возможность приступить к занятиям по слухоречевому развитию. Но прежде чем малыш пройдет этот долгий и сложный путь реабилитации, его нужно научить общению с родными и близкими. И вопрос коммуникации – одна из основных проблем, с которой часто сталкиваются родители слабослышащих и глухих детей. Взрослые не знают, как наладить контакт, что нужно сделать для того, чтобы малыш мог выражать свои желания понятным для других людей способом.
В начале встречи Эмилия Ивановна подчеркнула, что только родители могут стать для ребенка примером правильного речевого поведения. Неговорящий малыш обязательно должен слышать разговоры вокруг себя, впитывать модель общения взрослых. К сожалению, папы и мамы не всегда обращают на это внимание, не догадываются об этой важной стороне жизни своего чада.
Также Э. И. Леонгард рассказала, на какие моменты во время занятий с ребенком дома нужно обращать внимание в первую очередь, почему так важно не просто слышать, а правильно реагировать на его просьбы даже тогда, когда он не может объяснить их словами. Немаловажная составляющая эффективной коммуникации – находиться с малышом, что называется, на одной волне, чувствовать его и быть первым и самым важным помощником в освоении им звучащего мира.
По мере взросления ребенка расширяются задачи, стоящие перед его взрослым окружением. И родителям, и сурдопедагогам необходимо приложить немало усилий для того, чтобы развить слуховое внимание и память ребенка, а также расширить его знания, умения и навыки. Как отметила в беседе Эмилия Ивановна, в ее практике нередки случаи, когда школьники с нарушенным слухом, которые на протяжении нескольких лет проходили слухоречевую реабилитацию, ко времени поступления в учебное заведение обладали гораздо большим объемом знаний по сравнению со своими нормально слышащими одноклассниками. И это является одной из важных составляющих психологического комфорта, которая дает возможность ребенку с нарушениями слуха чувствовать себя уверенней в новой обстановке.
Еще один важный аспект – дополнительные технические средства реабилитации, необходимые слабослышащему ученику для успешного обучения. Ведь в отличие от хорошо слышащих сверстников детям с нарушенным слухом гораздо сложнее воспринимать учебный материал в акустически сложной обстановке школьного класса. И этому вопросу родители и школьная администрации должны уделить соответствующее внимание.
Несмотря на то, что слуховой опыт у детей, родители которых приехали на встречу с Эмилией Ивановной, был разный, волновали их схожие вопросы. Например, какую школу выбрать? Должна ли она быть специализированной или лучше сразу поступать в общеобразовательное учебное заведение? Как правильно подготовить ребенка к общению с нормально слышащими детьми, и в чем в данном случае заключается роль учителя?
Эмилия Ивановна максимально подробно ответила на все вопросы и показала несколько упражнений, которые помогут ребенку быстрее преодолеть коммуникационные барьеры со сверстниками и с учителями.
«Хочу поблагодарить за приглашение на встречу с Эмилией Ивановной Леонгард. Сейчас моему сыну 1 г. 2 мес. С первого дня, когда мы узнали о его диагнозе, я задавалась множеством вопросов, ответы на которые не могла найти нигде. Врачи ставили диагноз, не углубляясь в подробности, а на просторах интернета вся информация достаточно поверхностна.
Эта встреча стала для меня открытием. Конечно, было много информации, о которой я не знала. Было очень ценно получить эти знания от человека, который занимается изучением проблемы социальной адаптации слабослышащих детей практически всю жизнь. Я поняла, что многое в отношении развития своего ребенка делала неправильно!
Данный формат общения очень полезен! Есть возможность задать вопросы и сразу же получить ответы от специалиста высочайшего уровня. Все рекомендации Эмилии Ивановны я обязательно буду использовать на практике. Не думала, что такие простые занятия, как игра с сыном в мяч, процесс сборки пирамидки или игра в «ку-ку», могут иметь такое сильное значение с условием их правильного выполнения. Теперь, благодаря Эмилии Ивановне, я это знаю, а с помощью нашего сурдопедагога Ирины Львовны буду оттачивать эти навыки на занятиях и применять в семье для развития своего сына. Еще раз большое спасибо!»
Татьяна Понежина, сын Демид, 1 г. 2 мес.
«Такой формат общения очень эффективен. Здесь мы можем получить ответы на многие интересующие вопросы. Мы обязательно будем продолжать больше общаться с ребенком, беседовать с ним, оречевляя каждое свое действие».
Яна Панова, слабослышащая, сын Алеша, 1 г. 3 мес.
«На встрече была информация, о которой я не знала или не придавала ей значение, а она, оказывается, очень важна. Живое общение очень полезно. У Эмилии Ивановны все упражнения и приемы продуманы до мелочей и полезны. Буду обязательно использовать в своих занятиях с Настей».
Кутузова Светлана, дочь Настя, 6 лет.
«Встречей с Эмилией Ивановной я осталась довольна. Такой формат общения, безусловно, очень полезен, информация была интересной и новой для меня. Упражнения, которые я узнала на встрече, обязательно буду применять на занятиях с ребенком. Буду рада новым беседам с Эмилией Ивановной».
Баранчикова Евгения, сын Матвей, 13 лет, учится в массовой школе.