
При наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга). Отрицательным результатом первичного скрининга называется отсутствие отоакустической эмиссии или отсутствие слуховых вызванных потенциалов на пороговый уровень стимулов (35-40 дБ для разных приборов) для одного или двух ушей.
При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (областной, краевой или республиканский). Причем диагностическое обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни.
Повторное обследование слуха следует рекомендовать и новорожденным, успешно прошедшим скрининг в родильном доме, но затем госпитализированным в отделение патологии новорожденных в связи с гипербилирубинемией.
Внедрение аудиологического скрининга новорожденных в нашей стране должно позволить приблизиться к современным стандартам в области помощи детям с нарушениями слуха:
- Выявление нарушений слуха сразу после рождения.
- Диагностика нарушений слуха (определение типа нарушения слуха, уровня поражения слуховой системы и степени слуховых потерь) в возрасте до 3-4 месяцев.
- Слухопротезирование при наличии порогов слуха в речевом диапазоне более 40 дБ в возрасте от 2-х месяцев.
- Проведение необходимых лечебных мероприятий.
- Ранняя абилитация - занятия ребенка и родителей с сурдопедагогом по развитию остаточного слуха, коммуникативных навыков, речи, психических функций, моторики - с момента выявления нарушений слухового восприятия.
- Кохлеарная имплантация - электродное протезирование слуха детей с глухотой и 4 степенью тугоухости при отсутствии эффективности от адекватного протезирования слуховым аппаратом (начиная с возраста 1 год).
Таким образом, внедрение аудиологического скрининга новорожденных с помощью отоакустической эмиссии в России, безусловно, важный этап. Но это лишь первый этап в ранней абилитации детей с нарушениями слуха. Во многих ли городах есть центры, оснащенные современным диагностическим оборудованием и персонал, умеющий квалифицированно проводить дифференциальную диагностику нарушений слуха у детей в возрасте до 6-ти месяцев? Наш опыт свидетельствует, что таких центров пока очень мало. Еще меньше специалистов, которые умеют протезировать детей такого возраста. Катастрофически не хватает сурдопедагогов, имеющих навыки реабилитационной работы с детьми раннего возраста. А главное, многие специалисты до сих пор считают, что слухопротезирование детей может быть отложено до 1-2-х лет, а занятия с ребенком можно начать только в 3 года в специальном детском саду для детей с нарушенным слухом.
Но наиболее интенсивное развитие слуховых путей и центров, а также мозга происходит в первые 1,5 года жизни ребенка! И мы сегодня владеем методами слухопротезирования и развития слуха и речи у глухих детей, начиная с первых месяцев жизни.
Поэтому на наш взгляд, программа аудиологического скрининга "заработает", если не только роддома будут оснащены современным качественным оборудованием, но и специалисты обновят свои представления и знания о возможностях ранней реабилитации.
От нас, специалистов, зависит, будет ли у глухого ребенка шанс научиться слышать и говорить, как нормальнослышащие дети.
И.В.Королева, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (кафедра сурдопедагогики), Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования (кафедра высоких технологий в оториноларингологии и логопатологии) |