+7 (496) 564-54-33
+7 (916) 447-13-40
Цены
Новости
Полезная информация
Вакансии
Контакты
Информация и запись:

+7 (496) 564-54-33
+7 (916) 447-13-40

Принимаем к оплате
банковские карты
Оплата банковскими картами
Лицензия Аудиомеда от 2017 г.

Аудиологический скрининг новорожденных

Многолетние наблюдения у нас в стране и зарубежом свидетельствуют, что аудиологический скрининг необходимо проводить у новорожденных  детей в роддомах. Причем оптимальным методом в этом случае является регистрация вызванной отоакустической эмиссии. Этот метод позволяет выявить даже небольшое снижение слуха, причем независимо от того, является ли это кондуктивной или сенсоневральной тугоухостью. Аудиологическое тестирование новорожденных в родильных домах методом регистрации ОАЭ рекомендуется проводить не ранее 4 дня жизни, поскольку в более ранний период у части детей она не регистрируется.

аудиологический скринингОсобую ситуацию представляет аудиологический скрининг в больницах для новорожденных, где длительное время находятся недоношенные дети и дети с различными соматическими заболеваниями. Здесь необходима также регистрация слуховых вызванных потенциалов. Дело в том, что у этих детей не только значительно выше встречаемость нарушений слуха, но также высока вероятность возникновения слуховой нейропатии. Если использовать только отоакустическую эмиссию, то такие дети ошибочно диагностируются как нормальнослышащие. В отделениях патологии новорожденных аудиологическое тестирование целесообразно проводить перед выпиской ребенка из стационара.

При наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга). Отрицательным результатом первичного скрининга называется отсутствие отоакустической эмиссии или отсутствие слуховых вызванных потенциалов на пороговый уровень стимулов (35-40 дБ для разных приборов) для одного или двух ушей.

При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (областной, краевой или республиканский). Причем диагностическое обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни.

Повторное обследование слуха следует рекомендовать и новорожденным, успешно прошедшим скрининг в родильном доме, но затем госпитализированным в отделение патологии новорожденных в связи с гипербилирубинемией.

Внедрение аудиологического скрининга новорожденных в нашей стране должно позволить приблизиться к современным стандартам в области помощи детям с нарушениями слуха:
  • Выявление нарушений слуха сразу после рождения.
  • Диагностика нарушений слуха (определение типа нарушения слуха, уровня поражения слуховой системы и степени слуховых потерь) в возрасте до 3-4 месяцев.
  • Слухопротезирование при наличии порогов слуха в речевом диапазоне более 40 дБ в возрасте от 2-х месяцев.
  • Проведение необходимых лечебных мероприятий.
  • Ранняя абилитация - занятия ребенка и родителей с сурдопедагогом по развитию остаточного слуха, коммуникативных навыков, речи, психических функций, моторики - с момента выявления нарушений слухового восприятия.
  • Кохлеарная имплантация - электродное протезирование слуха детей с глухотой и 4 степенью тугоухости при отсутствии эффективности от адекватного протезирования слуховым аппаратом (начиная с возраста 1 год).
Исследования детей с нарушениями слуха показали, что если детей с 3-4 степенью тугоухости протезировать слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев, то их речевое и языковое развитие, в том числе накопление пассивного и активного словаря, овладение грамматической системой родного языка, будет такое же, как у нормальнослышащих детей. Если же детям надеть слуховые аппараты после 6-ти месяцев, то при самой эффективной коррекционной работе ребенок все равно будет отставать в развитии речи.

Таким образом, внедрение аудиологического скрининга новорожденных с помощью отоакустической эмиссии в России, безусловно, важный этап. Но это лишь первый этап в ранней абилитации детей с нарушениями слуха. Во многих ли городах есть центры, оснащенные современным диагностическим оборудованием и персонал, умеющий квалифицированно проводить дифференциальную диагностику нарушений слуха у детей в возрасте до 6-ти месяцев? Наш опыт свидетельствует, что таких центров пока очень мало. Еще меньше специалистов, которые умеют протезировать детей такого возраста. Катастрофически не хватает сурдопедагогов, имеющих навыки реабилитационной работы с детьми раннего возраста. А главное, многие специалисты до сих пор считают, что слухопротезирование детей может быть отложено до 1-2-х лет, а занятия с ребенком можно начать только в 3 года в специальном детском саду для детей с нарушенным слухом.

Но наиболее интенсивное развитие слуховых путей и центров, а также мозга происходит в первые 1,5 года жизни ребенка! И мы сегодня владеем методами слухопротезирования и развития слуха и речи у глухих детей, начиная с первых месяцев жизни.

Поэтому на наш взгляд, программа аудиологического скрининга "заработает", если не только роддома будут оснащены современным качественным оборудованием, но и специалисты обновят свои представления и знания о возможностях ранней реабилитации.

От нас, специалистов, зависит, будет ли у глухого ребенка шанс научиться слышать и говорить, как нормальнослышащие дети.

И.В.Королева, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (кафедра сурдопедагогики), Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования (кафедра высоких технологий в оториноларингологии и логопатологии)




Возврат к списку


Создание сайта - STEP 2.0